Современные дети растут в эпоху «цифрового детства». Сейчас младенец играет не с традиционными погремушками и неваляшками, а со сложными электронными устройствами, которые способны издавать множество звуковых и световых сигналов. Чем старше становится ребенок, тем более сложные функции приобретают и цифровые игрушки: они способны говорить, рассказывать истории, побуждать ребенка к какой-либо активности и хвалить за успехи. В России подобные игрушки называют «умными» или «интерактивными».
Среди «умных» игрушек выделяется робот-щенок AIBO, разработанный компанией SONY. AIBO – это полноценный домашний питомец. Он знает множество движений и выполняет их как настоящая собака: он умеет ходить, бегать, играть с мячом, вилять хвостом, поднимать голову, когда его гладят. Робот-щенок способен проявлять различные эмоции, в этом ему помогают выразительные глаза, роль которых выполняют два дисплея. Каждый щенок AIBO, как уверяет производитель, изначально обладает своим характером, в то же время он способен развиваться и осваивать новые команды. За взаимодействие щенка с человеком отвечает множество датчиков, которые способны распознавать эмоции хозяина. С щенком также можно общаться посредством программного обеспечения, которое устанавливается на телефон или компьютер.
Робота-щенка приобретают в основном не в качестве детской игрушки, а как альтернативу домашнему любимцу. В США робот-щенок распространен намного больше, чем в России, поэтому американских исследователей заинтересовал вопрос восприятия детьми игрушки AIBO. Для этого было проведено два исследования: в одном сравнивалось поведение и отношение ребенка с роботом AIBO и с плюшевым щенком, максимально похожим на AIBO, а в другом – с роботом-AIBO и с живым щенком, также имеющим с AIBO внешнее сходство.
В первом случае исследование состояло из двух этапов. На первом этапе проводился предварительный опрос детей, с целью выяснить одушевленными или неодушевленными являются в сознании ребенка плюшевый щенок и щенок-робот. Опрос не выявил значимых различий в отношении к собаке-роботу и к плюшевой собаке: AIBO приписываются как свойства живого, так и неживого существа, причем в сознании ребенка робот-щенок больше ассоциируется с роботом, настоящей собакой или плюшевым щенком, чем с компьютером. Однако при наблюдении за игрой были выявлены качественные различия во взаимодействии: дети старались «оживить» плюшевого щенка, они использовали для этого вербальные средства, перемещали его и пытались накормить, они чаще обнимали плюшевую игрушку, но и чаще демонстрировали по отношению к ней агрессию. К щенку-роботу дети относились настороженно, особенно когда AIBO инициировал какое-то действие.
Во втором случае, когда сравнивались особенности взаимодействия детей с роботом AIBO и с живым щенком, выяснилось, что цифровая собака интересовала детей больше в качестве объекта для исследований. AIBO умеет играть в мяч, и детям было интересно, как это происходит, поэтому они играли с ней в мяч чаще, чем с живым щенком. Дети чаще гладили, демонстрировали заботу о живом щенке, чем об AIBO. Опрос показал, что в сознании детей AIBO, как и живой собаке, свойственны биологические, психологические, социальные свойства и моральные качества, однако в меньшей степени.
В России AIBO встречаются редко из-за их высокой стоимости. Однако вполне возможно, что в скором времени подобные «умные» игрушки станут еще более популярными.
Литература:
Kahn, P. H., Friedman, B., Perez-Granados, D. R., & Freier, N. G. (2006). Robotic pets of in the lives of preschool children. Interaction Studies, № 7, 2006. Pp. 405–436.
Melson, G. F., Kahn, P. H., Beck, A., Friedman, B., Roberts, T., Garrett, E., et al. Children’s behavior toward and understanding of robotic and living dogs. Journal of Applied Developmental Psychology, № 30(2), 2009. Pp. 92–102.
Автор текста – О.В. Саломатова