Автор текста — Т.А. Поскакалова
Вопрос о продолжительности летних каникул широко обсуждается в российских СМИ с начала 2018 года. Существующая система школьного отдыха досталась России по наследству от Советского Союза, где летнее время учащихся было направлено не только на досуг и внеклассное чтение, но и на воспитательную трудовую деятельность по педагогической системе В.А. Сухомлинского. Трудовая деятельность постепенно ушла в прошлое, а вот отдыхать российские школьники так и продолжают в течение трех месяцев, наравне с египетскими и мальтийскими сверстниками. Однако не все национальные системы разделяют энтузиазм по поводу столь длинных каникул. Так, в Европе продолжительность летнего отдыха сокращена до 6-8 недель, в то время как Южная Корея ограничивается всего одним месяцем летних каникул (при этом зимние каникулы в этой стране длятся до 4-5 недель). В США и Швейцарии длительность летнего отдыха варьируется в зависимости от штата и региона.
Приведенная разница в цифрах наталкивает на размышления об актуальности принятого в нашей стране графика каникул. Возникает вопрос: отвечает ли российская образовательная система современным реалиям или стоит пересмотреть соотношение школьного учебного труда к отдыху, ввиду изменившейся социальной ситуации.
Сторонники перераспределения каникулярных дней в течение года (которых должно быть не менее 120) выступают в пользу сокращения летнего перерыва. Выдвигаемые аргументы разнообразны и многоаспектны, но лидирующим доводом остается более рациональное распределение академической нагрузки в течение года. Как следствие сокращения летнего отдыха ожидается снижение академического стресса у учащихся и эмоционального выгорания у педагогов (за счет уменьшения интенсивности подачи нового материала и увеличения времени на его качественное закрепление). Кроме того, предполагается, что сбалансированное расписание повысит доступность рекреационных и внеурочных видов деятельности, способствующих всестороннему развитию личности ребенка. Еще одним аргументом в пользу сокращения продолжительности летних каникул является нецелесообразная финансовая нагрузка на семьи, которые вынуждены в разгар летнего рабочего сезона обеспечивать школьников организованным досугом, туристическими поездками, тематическими лагерями и семейным отдыхом на море.
Критики сокращения времени летних каникул указывают на особенности географического положения нашей страны и ее климата как на факторы, оправдывающие выбранный режим отдыха. Так, например, представители народов крайнего севера, не избалованные теплым и длинным летом и до сих пор сохраняющие традиции оленеводства, пользуются преимуществом каждого светлого дня в тундре для обогащения витамином Д и решения хозяйственных вопросов перед наступлением длинной полярной ночи. Школьники активно участвуют в работах общины в летние месяцы, помогая обеспечить ее выживание зимой. Еще одним аргументом в пользу длинных летних каникул служат программы летних городских школьных лагерей, например, таких как «Московская смена». Данные программы имеют и народное название — пятая четверть, они направлены на организацию отдыха детей, не имеющих возможность покинуть городское пространство. Программы включают мероприятия и мастер-классы, обеспечивающие развитие творческих способностей участников, помогают отстающим закрепить предметные знания и формируют безопасную среду для социализации детей, чьи родители занимаются трудовой деятельностью.
Таким образом, учитывая весомые доводы сторонников и противников трехмесячных каникул, вопрос об их целесообразности требует дальнейшего рассмотрения и обсуждения.