Автор текста: Т.А. Поскакалова
Не верь глазам своим! Они видят только преграды!
Ричард Бах, «Чайка по имени Джонатон Ливингстон»
21 февраля в стенах Дома актера состоялась московская премьера мюзикла «Чайка по имени…». Спектакль был представлен актерами и музыкантами Кабаре неограниченных возможностей «Перебитое крыло». Больше часа юные артисты — постоянные жители реабилитационного центра «Городок Незнайки» (дети и подростки с тяжелыми формами ОВЗ) — демонстрировали зрителям невесомость птичьего полета. Искусство и единство движения, музыки и слова помогли подопечным центра разрушить барьеры телесности и научиться парить, не взирая на пространственные границы инвалидного кресла.
Повесть-притча «Чайка по имени Джонатан Ливингсон», написанная Ричардом Бахом, была впервые опубликованная в 1970-м году. Адаптированная для сценической постановки Натальей Шумилкиной, она стала третьей совместной работой режиссера и Фонда «Дети.мск.ру». Предыдущими работами являются спектакль-эксперимент Своими словами (2016 г.), в котором дети пробовали самостоятельно рассказать о себе и своих достижениях, а также Наш балаганчик (2018 г.), затрагивающий проблемы экзистенциализма и тонко переплетающий поэзию и образы Серебряного века с современной рок-музыкой.
«Чайка по имени…» — необычный инклюзивный спектакль. Его отличает метафорический язык и философская основа текста первоисточника. Общение аллегориями со зрителями дает не один слой для понимания и осознания. Сложный для представления особенными детьми и выходящий за возрастные рамки актеров аллегорический материал мог бы прозвучать неубедительно. Однако командная работа сотрудников пансионата и приглашенных специалистов по хореографии, сценической речи и актерскому мастерству заставили звучать оригинальный текст и как поучительная проповедь о силе духа, любви к ближнему и самопожертвовании, и как исповедь о неудачных попытках самоидентификации и социализации, и как вызов бесконечного духовного совершенствования конечности и ограниченности телесной оболочки.
Поэтичное, но прямолинейное и однозначное повествование о «дерзкой» чайке, отличающейся от стаи сородичей и изгнанной за нежелание бессмысленно растрачивать жизнь за ловлей рыбы, с появлением на сцене детей с тяжелыми недугами приобретает более глубокий смысл и больший объем. Подобно главному герою, в повседневной жизни особенные дети сталкиваются с трудностями преодоления себя, своих страхов, своих Невозможностей и НЕреализуемых устремлений, отчего спектакль, равно как и многоэтапная работа по его подготовке, становится настоящей терапией для подопечных Фонда, а для научного сообщества – уникальным педагогическим опытом. Действие происходящего направлено не столько на зрителя, сколько во внутрь самих актеров, слова обращены не к публике, а служат примирением с самим собой. На глазах у зрителей происходит формирование идентичности не столько персонажей, сколько самих актеров. Сценическое действие является своего рода манифестом, призывающим отказаться от условностей, перестать «летать для того, чтобы есть», но взглянуть внутрь себя, осмелиться следовать мечте вопреки мнению окружающих, стойко сопротивляться обстоятельствам.
Как отмечает руководитель Фонда Лина Салтыкова, театральная деятельность во многом стала стимулом к саморазвитию и самосовершенствованию для детей-участников проекта. Наряду с успехами на большой сцене, воспитанники пансионата «Городок Незнайки» стали демонстрировать успехи и в иных сферах, например, в учебе. Также у детей «появляется вера в себя», они стали постепенно «открываются для общения». Сами дети подчеркивают, что стали четче мыслить, лучше говорить, у них появилось желание рассуждать, привносить свою инициативу и высказывать собственные идеи. И в случае, если кто-нибудь будет «игнорировать, не сметь обращать на них внимание!», они лишь «ринутся в погоню за знаниями», помня о том, что «предела нет, Джонатон?».
С материалами о предыдущему спектаклю «Наш балаганчик» можно ознакомиться здесь.
Подробнее о педагогической театральной деятельности с подростками можно прочесть здесь.