07.12.18. «Наш балаганчик» — инклюзивный спектакль

Автор текста: Т.А. Поскакалова

Вот открыт балаганчик

Для веселых и славных детей,

Смотрят девочка и мальчик

На дам, королей и чертей…

Александр Блок, 1905

7 декабря состоялась выездная сессия семинара «Современное детство: теория и практика», прошедшая в Доме Композиторов. Участники встречи стали зрителями уникального спектакля «Наш балаганчик», поставленного сотрудниками фонда «Дети.мск.ру», научным консультантом которого является Виктор Кириллович Зарецкий, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии МГППУ, научного консультанта Фонда.

Спектакль «Наш Балаганчик», посвященный поэзии Серебряного Века, является необычной театральной постановкой. Сценическое действие разыгрывается детьми, оставшимися без попечения родителей, имеющими различные ограничения по здоровью и проходящими реабилитацию в центре «В гостях у Незнайки». Помимо художественной ценности, спектакль обладает также рядом особенностей, выступая как инструмент социализации и арт-терапии для детей-сирот с инвалидностью, проходящих длительное лечение в РДКБ.   К его созданию была привлечена команда профессионалов:  режиссер Наталья Шумилкина, руководитель международного вокального центра «Solveig» Радомира Красавина, основатель художественно-производственного комплекса «Фабрика Арт» Александр Кудрявцев, проректор по международным связям, творческой деятельности, информационной, молодежной и социальной политики театрального института им. Б.Щукина Андрей Беляков.

Больше часа на сцене происходили метаморфозы: яркий круговорот принцесс, цирковых силачей, паяцев, кукольных королев, пьеро и коломбин, в котором герои А. Блока, И. Северянина, З. Гиппиус, С. Черного, А. Ахматовой шутили, пели, били в барабаны, рыдали, веселились, озаряя зал искорками надежды. Серебряный Век с его контрастными черно-белыми настроениями превратился в красочную иллюстрацию к повседневности – в   гипертрофированную реальность, искажённую крайностями, сплавом кокетства и трагизма, смесью бытовых и мифических сцен. Зритель, следуя за актерами из одного стихотворения в другое, то вдруг находил себя в замке Константина Бальмонта у Феи, где «собрались мошки да букашки», то на улице с Владимиром Маяковским, где «лошадь на круп грохнулась», то оказывался в воздушных сферах Марины Цветаевой «с тяготением – от земли, над землей, прочь».

Отдельным персонажем абсурдного действия стало музыкальное сопровождение, варьирующееся от стука часов, имитирующего стук сердца, до роковых композиций. Интересным экспериментом послужило совмещение поэтического текста А. Блока и Б. Пастернака со знаменитыми гитарными проигрышами Deep Purple и куплетом «no woman no cry» Боба Марли.

Маленькие герои спектакля – дети в инвалидных креслах, с замаскированными шрамами под ярким гримом, страдающие параличом. Стихами поэтов они рассказали о своих переживаниях, успехах и неудачах, радостях и боли. Арлекины, клоуны, принцессы и шуты демонстрировали не столько искусство декларации поэтического текста, сколько искусство человеческого бытия: мир чувств и переживаний, силу воли и веру в будущее, искусство оставаться чутким человеком, когда мир вокруг холоден и ограничен стенами больничных палат и детских домов-интернатов. Для многих их них игра на сцене – это повод двигаться, набраться физической и духовной силы, преодолеть боль, забыть об ограниченности своих возможностей, которые, как заметил Алексей Баграмов, директор Московского дома композиторов, безграничны. Такую безграничность дарует искусство и творчество, шанс познакомиться с внешним миром, возможность заглянуть в глаза публики, оставить свой след в человеческой памяти.

Вторя Б. Пастерку, необычные артисты рассказали о самом главном – что «мы все друг другу до смерти нужны, хоть не всегда полезность очевидна».  Данные строки могли бы стать как призывом к приятию, любви и пониманию, так и девизом многолетнего труда Салтыковой Лины Зиновьевны, президента и председателя Совета Фонда, без чьей энергии и усилий было бы невозможно существование театральной студии и многих реабилитационных программ.

Наталья Шумилкина (режиссер) о спектакле: «А сегодня, мои любимые дети покорили такое количество взрослых и сильных людей! Своей подлинностью и искренностью. Настоящностью!!! Редкими в наше время качествами. Вот потому я и счастлива! Премьерный сезон продолжается! Мы ждем на наших спектаклях всех, кто хочет зарядится энергией Солнца, излучаемой этими детьми! Спасибо всем любимым людям, которые рядом! Которые делают это большое дело! Которые любят этих сложных и прекрасных мальчиков и девочек!»

Для чего необходим школьный дидактический театр читаем здесь.

Об «особом» театре можно прочесть здесь.

Об оксфордском проекте инклюзивного театра можно прочесть здесь.

Литература по теме:

Рубцова О.В., Даниэлс Г. Понятие «драмы» в концепции Л.С. Выготского:  культурно-исторический и исследовательский контекст. Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12.№3.С. 189-207.     

Рубцова О.В., Сидоров А.В«Особый театр» как средство социальной инклюзии: зарубежный и отечественный опыт // Культурно-историческая психология. 2017. Том 13. № 1. С. 68–80.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Go to Top